Публикации в СМИ

Пресс-центр

Финифть и другие семейные обстоятельства

18 декабря 2018

Ростовская финифть — уникальный полностью сохранившийся и не пребывавший никогда в забвении (что редкость) декоративно-художественный промысел. Его история насчитывает уже более 200 лет. А в 2018 году исполняется ровно 100 лет главной и единственной фабрике «Ростовская финифть». Все это время картины и рисунки на эмали пользуются спросом, а лучшие образцы экспонируются в ведущих музеях страны.

В 1990 году, сразу после того, как окончила школу, 17-летняя Надежда устроилась на фабрику, где в экспериментальной группе работал ее отец Александр Тихов — знаменитый художник, окончивший Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи и создавший свой собственный стиль в росписи пейзажа.

«Отец создал точечный стиль росписи пейзажа, когда на пластинку краска наносится практически сухой кисточкой. Как результат — очень тонкая, нежная, в приглушенных тонах роспись лирического деревенского русского пейзажа, — рассказывает художница. — Его работы есть в Русском музее, Оружейной палате, в частных коллекциях».

Надежда еще ребенком любила рисовать, поэтому когда отец предложил ей пойти работать на фабрику ученицей, то она сразу же с радостью согласилась.

«Я с детства хорошо и много рисовала, видимо, вся в отца. И любила не срисовывать картинки, а что-то свое делать. Например, где-то гуляла, бывала, или книжку читала, и потом все это рисовала. Мне нравилось. — вспоминает она. — Специальных учебных заведений не заканчивала, всему училась на фабрике у художников».

Начинала, конечно же, с азов: как наносить мазки, набирать краски, обрабатывать кисточки, цветочная живопись и т. д. Только со временем она стала перенимать опыт и стиль отца. Сейчас у художницы 5-й разряд — высший шестой.

Технология изготовления финифти начинается с тщательной очистки медной пластины, затем на металл наносится эмаль — особая стекловидная масса в виде порошка, после чего заготовка отправляется в муфельную печь. Следующий этап — непосредственно роспись. Краски тоже приходят на фабрику порошкообразные, поэтому для разжижения используют машинное масло, после росписи изделие снова отправляется в печь, чтобы краска закрепилась при температуре до 800 градусов. После такой термообработки краски и цвета уже никогда не потускнеют и не выгорят на солнце, навсегда сохранят свою яркость и глубину.

«Сложность работы художников заключается в том, что нужно чувствовать цвет краски, правильное ее смешение, плотность мазков. Ведь после обжига некоторые краски принимают несколько другой оттенок. Нам дают картинки, которые надо срисовать, а цвета нужно все в точности сохранить», — объясняет Розова.

По ее словам, технология изготовления финифти существенно не изменилась. Качественнее стала эмаль, вместо отечественных красок преимущественно английские и немецкие.

В среднем на роспись одного изделия в зависимости от сложности заказа и размера заготовки уходит день-два. Расписывают беличьими тонкими кисточками, причем мастера их подрезают, подгоняют под себя, выдергивают толстые волоски, чтобы было помягче.

Конечно, у мастеров-художников есть специализация на направлениях живописи: кто-то рисует иконы и библейские сюжеты, кто-то цветы и орнаменты, Надежда работает преимущественно с пейзажами и архитектурой.

«Для меня роспись финифти — уже что-то родное. За столько лет привыкла. Мне нравится работать с красками. Горжусь, что промысел уникален, что он именно в нашем Ростове, ведь город сам по себе древний и очень красивый. У меня самой есть украшения из финифти, например, серьги ношу, брошка есть. По возможности и близкому человеку можно такой подарок сделать», — говорит Розова.

Художница помимо рабочих заказов много делает и собственных работ, она называет их «творческими». Регулярно участвует в конкурсах, выставках. Так, 10 лет назад, к 90-летию фабрики, на всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования» получила второе место за пейзажную работу. Из собственных творческих работ вспоминает как рисовала Ростовский кремль, сюжетную работу в старинном русском стиле «Беседа», где были изображены девушка с ведром и парень, или старый сельский храм, где она родилась.

Финифть, в отличие от десятков, если не сотен промыслов, пережила все исторические периоды, сохранилась и до сих пор пользуется спросом и популярностью. Редкий турист в Ростове не побывает в музее финифти и не зайдет в магазин при фабрике. В последние годы разнообразность заказов увеличивается, а следовательно и ассортимент продукции. Например, стали популярны декоративные тарелки, броши, серьги, расписывают даже флеш-карты, подстаканники, подставки для телефонов, барометры, настенные панно, часы. На фабрику обращаются как с частными заказами, так и корпорации и государственные ведомства.

Предыдущая публикация Все публикации
Следующая публикация
Наверх